Какие пособия, выплаты и льготы положены семьям с ребенком-инвалидом в России: полный список

Для семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусмотрен ряд мер поддержки. Например, денежные выплаты, трудовые и налоговые льготы, а также помощь в натуральной форме. Рассмотрим все по порядку.
Денежные выплаты
1. Социальная пенсия ребенку-инвалиду
Ее назначают автоматически при оформлении инвалидности. Распоряжается деньгами законный представитель ребенка. В 2026-м базовая пенсия составляет 21 177,59 руб. в месяц. В ряде районов пенсию умножают на районный коэффициент, это тоже надо знать.
2. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
С февраля 2026 года сумма такой выплаты равна 4 397,23 руб. Она включает в себя набор социальных услуг стоимостью 1 825,25 руб. (лекарства, санаторные путевки и компенсация проезда на общественном транспорте).
Вот несколько нюансов, которые надо учитывать.
— Набор социальных услуг можно получать в натуральной форме, либо заменить его денежной компенсацией.
— В случае получения вместо НСУ денежной компенсации бесплатный проезд и прочие услуги предоставляться не будут.
— Если получать НСУ в натуральной форме, то ЕДВ составит 2 571,98 руб. в месяц.
3. Пособие по уходу
Его получает любой трудоспособный человек, ухаживающий за ребенком-инвалидом (до 18 лет) или инвалидом с детства I группы. Сумма составляет 11 563,20 рублей., и к ней могут быть добавлены районные коэффициенты.
Родитель (попечитель, опекун, усыновитель) получит пособие в случае, если он не работает или трудится на условиях неполного рабочего времени. Другие лица, фактически осуществляющие уход, получат пособие, только если подтвердят свою деятельность по уходу на протяжении не менее 14 часов в неделю.
Обратите внимание, что период ухода засчитывается в страховой стаж (1,8 пенсионных балла за год). Получать пособие может только один человек, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом.
4.Досрочная пенсия для одного из родителей
Женщины могут оформить ее с 50 лет (при трудовом стаже не менее 15 лет и накоплении 30 пенсионных баллов), мужчины — с 55 лет (20 лет стажа и 30 баллов). Ключевое требование — воспитание ребенка до 8-летнего возраста. При этом не имеет значения, в каком возрасте ребенок был признан инвалидом детства и как долго сохранялся этот статус.
Трудовые льготы
1. 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их может использовать один родитель, либо поделить с супругом. Обратите внимание, что эти 4 дня отводится на семью, а не каждому родителю. Неиспользованные в текущем месяце дни никак не компенсируются и на другое время не переносятся.
2. Отпуск в удобное время. Родитель ребенка-инвалида может использовать ежегодный отпуск в любое удобное время.
3. Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 14 дней может быть предоставлен родителю, если это прописано в коллективном договоре.
4. Неполный рабочий день/неделя устанавливается по заявлению родителя.
5. Иммунитет от увольнений. Одинокий родитель или единственный кормилец (при условии, что второй родитель не работает) ребенка-инвалида до 18 лет не может быть уволен по инициативе работодателя, за исключением случаев:
- ликвидации организации (прекращения деятельности ИП),
- неоднократного неисполнения трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания,
- грубого нарушения трудовой дисциплины,
- предоставления при трудоустройстве подложных документов,
- совершения аморального поступка (для педагогов).
6. Командировки. Родителя ребенка-инвалида можно направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе и работе в выходные дни только с его письменного согласия.
Налоговые вычеты и льготы
1.Стандартный налоговый вычет по НДФЛ
Налогооблагаемая база уменьшается на 12 тыс. руб. в месяц на каждого ребенка-инвалида до 18 лет. Прибавка к зарплате составит 1 560 руб. в месяц.
Если ребенок продолжает очное обучение (колледж, ВУЗ, аспирантура, интернатура, ординатура) и имеет инвалидность I–II группы, то вычет сохраняется до 24 лет. На такой налоговый вычет может претендовать каждый родитель, либо один из двух. В втором случае вычет составит 24 тыс. руб. Вычет действует до месяца, пока сумма дохода родителя в текущем году не составит 450 тыс. руб.
2.Налог на имущество
Здесь действуют следующие льготы:
— освобождение от уплаты налога на один объект недвижимости каждого вида (квартира, дом, гараж);
— освобождение от транспортного налога на один легковой автомобиль (мощностью до 150 л.с. или с старше 10 лет);
— земельная налогооблагаемая база уменьшается на 6 соток.
Жилищные и коммунальные льготы
1. Расходы на ЖКУ. Компенсация 50% расходов по коммунальным платежам. В некоторых регионах может быть установлен повышенный процент компенсации. Обратите внимание, что это не льгота, а именно компенсация. То есть оплатить ЖКУ придется в полном объеме и только потом получать денежную компенсацию.
2. Капремонт. Ситуация по взносу на капремонт аналогична платежам по ЖКУ — компенсация до 50%.
3. Льготное обеспечение жильем. Семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, может быть вне очереди обеспечена жильем по договору социального найма. При этом площадь жилья с учетом заболевания ребенка-инвалида может превышать норму на одного человека, но не более, чем в 2 раза.
4. Участки для ИЖС или ведения подсобного хозяйства. Не во всех регионах, но семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют первоочередное право на обеспечение такими участками.