На обучение, лекарства и даже спорт: какие есть налоговые вычеты и как их можно получить

Кроме стандартного налогового вычета существуют и другие вычеты, о которых тоже нужно знать. Ведь вы имеете полное право ими воспользоваться в случае необходимости.
Кроме стандартного налогового вычета существуют и другие вычеты, о которых тоже нужно знать. Ведь вы имеете полное право ими воспользоваться в случае необходимости.
В этой статье мы разберем лишь часть социальных налоговых вычетов. Полный список льгот, условия их получения, перечни необходимых документов и другую информацию можно найти на сайте Федеральной налоговой службы в соответствующем разделе.
1. Социальный налоговый вычет по расходам на обучение ребенка
На этот вычет может претендовать родитель (усыновитель), оплативший обучение по очной форме своего ребенка в возрасте до 24 лет.
Как это работает? По достижении подопечным 18-летнего возраста опека над ним, как правило, прекращается — как и право на получение налоговых вычетов.
Однако если бывший опекун оплачивает своему бывшему подопечному обучение в очной форме, то право на получение налогового вычета сохраняется до тех пор, пока подопечному не исполнится 24 года. То есть несмотря на прекращение опеки, право на налоговый вычет остается.
Важный момент, который нельзя забывать: обучение нужно оплачивать за счет собственных средств родителя, а не материнским капиталом.
В последнее время люди стали активно пользоваться образовательными кредитами. В этой связи следует помнить, что кредит предоставляется студенту, а не родителю (опекуну). Следовательно, при таком способе оплаты обучения родителю (опекуну) налоговый вычет оформить не получится.
Кстати: получить налоговый вычет возможно не только за оплату обучения ребенка в колледже или вузе. При наличии документа, который подтверждает право учреждения на ведение именно образовательной деятельности, можно получить налоговый вычет за платное обучение в детском саду, общеобразовательной школе, детской школе искусств, спортивной школе и т.д.
Максимальная сумма расходов на обучение, с которой можно получить налоговый вычет, составляет 50 000 руб. в год.
2. Социальный налоговый вычет на лечение и покупку медикаментов
В состав этого вычета входят расходы родителей на приобретение лекарств и (или) оплаты медицинской помощи ребенку в возрасте до 18 лет (или до 24 лет при очной форме обучения).
Максимальный размер расходов по этому вычету равен 120 000 руб. Важно помнить, что эта сумма — общая для всех вычетов, в названии которых присутствует слово «социальный». То есть максимальная сумма расходов по обучению и приобретению лекарственных препаратов составляет не 170 000 руб., а 120 000 руб.
Однако и из этого правила есть исключение.
Правительство РФ утвердило Перечень дорогостоящих видов лечения. Медицинские услуги из этого перечня, оплаченные родителем, не имеют верхнего предела стоимости для расчета налогового вычета. То есть если услуга из этого перечня стоит, например, 300 000 руб., то налоговый вычет будет рассчитан именно с этой суммы. Однако воспользовавшись таким вычетом, родитель потеряет право на иные социальные вычеты, так как будет превышен установленный общий лимит в 120 000 руб.
Для получения права на налоговый вычет по лечению кроме документов, подтверждающих расходы (договор на оказание платных медицинских услуг, квитанции), в медицинском учреждении нужно еще получить специальную справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ.
Как правило, медицинские учреждения сами напоминают своим пациентам о том, что оплаченные виды лечения входят в перечень дорогостоящих и по ним есть возможность получить налоговый вычет.
Чтобы оформить налоговый вычет на приобретение лекарств, кроме чеков, потребуются также рецепты на эти препараты в бумажном виде или в форме электронного документа.
3. Социальный вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги
В этот налоговый вычет входят траты на разного рода спортивные секции. При этом занятия должны проходить в организациях, для которых деятельность в области физической культуры и спорта является основной. То есть если платная спортивная секция организована, например, в общеобразовательной школе, то оплата таких занятий не может быть учтена в налоговом вычете.
Правом на вычет обладают родители (усыновители) детей в возрасте до 18 лет. Если ребенок продолжает обучение в очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность (например — в вузе), то этот возраст увеличивается до 24 лет. В случае же установления опеки над ребенком, опекун теряет право на вычет с наступлением 18-летия подопечного.
К сожалению, возможность получения вычета при оплате занятий спортом до 24 лет для своего бывшего подопечного (по аналогии с вычетом на обучение) не действует.
В заключение необходимо сказать, что с учетом сложности налогового законодательства в каждом конкретном случае лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем принимать решение о получении налоговых вычетов.