Стандартный налоговый вычет: как его оформлять и какую выгоду могут получить родители

5 мин. чтения
Стандартный налоговый вычет: как его оформлять и какую выгоду могут получить родители

Родители, воспитывающие детей-инвалидов, имеют право на стандартный налоговый вычет на ребенка.

Родители, воспитывающие детей-инвалидов, имеют право на стандартный налоговый вычет на ребенка.

Как рассчитывается НДФЛ

Очевидно, что налоговый вычет можно оформить только с той зарплаты, которую мы официально показываем государству. Заработок «в конверте» и прочие «серые» схемы тут не учитываются.

Давайте разберемся на конкретном примере. Пусть зарплата составляет 10 000 руб. С этого дохода будут удерживать 13% НДФЛ. В итоге на руки мы получим 8 700 руб.

Как можно сэкономить

Рассмотрим, как понять, какую сумму можно сэкономить на стандартном налоговом вычете.

Итак, берем в руки бумагу, ручку, калькулятор и начинаем считать.

Пусть налоговый вычет составляет 1 000 руб. Получается, что налог будет платиться не с 10 000 руб., а с 9 000 руб. (10 000–1 000 = 9 000). Сумма налога при тех же 10 000 руб. «грязными» составит уже не 1 300 руб., а 1 170 руб., следовательно, «чистая» зарплата станет уже 8 830 руб., а не 8 700. То есть работник будет получать на руки каждый месяц на 130 рублей больше.

Каждому родителю (или усыновителю), воспитывающему ребенка с инвалидностью, устанавливается стандартный налоговый вычет в размере 12 000 руб. ежемесячно. То есть каждый месяц «грязная» зарплата уменьшается на 12 000 руб. При этом такой вычет удваивается для родителя (усыновителя), который воспитывает ребенка-инвалида один (без супруга или супруги).

Какие права есть у родителей

Один из родителей (усыновителей) может отказаться от своего права на такой вычет. Тогда второй родитель получит право на удвоение налогового вычета. В некоторых ситуациях выгоднее, чтобы вычетом пользовался только один человек.

Для опекунов (попечителей) сумма налогового вычета составляет 6 000 руб. ежемесячно. Остальные условия такие же, как и для родителей (усыновителей).

Вычет действует до месяца, в котором доход родителя, облагаемый налогом по ставке 13%, превысит 450 000 руб. То есть пока общая сумма «грязной» зарплаты, которую мы получили в этом году, меньше 450 000 руб., мы имеем право на налоговый вычет. Когда же доход превысит указанный лимит, вычет не будет предоставляться.

Например, «грязная» зарплата составляет 50 000 руб. в месяц. Значит, до сентября месяца включительно мы имеем право на получение налогового вычета (450 000 / 50 000 = 9 (девятый месяц — сентябрь)). То есть до октября месяца при налоговом вычете 12 000 руб. на руки мы будем получать 45 060 руб. в месяц, а с октября — 43 500 руб. (на 1 560 меньше).

Когда ребенок достигает совершеннолетия

Право на вычет сохраняется для родителей, чьи дети не достигли 18-летнего возраста. Если же после совершеннолетия ребенок продолжает обучение в очной форме, является студентом, интерном, ординатором, аспирантом и ему установлена инвалидность I–II группы, то право на налоговый вычет родители сохраняют, пока сыну или дочери не исполнится 24 года.

Как оформлять вычет

Чтобы получить налоговый вычет, работник должен направить работодателю соответствующее заявление, образец которого можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.

В случае, если в течение года родители не воспользовались своим правом на получение налогового вычета, то можно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и написать заявление на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Для этого необходимо:

  • заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ за каждый код, за который родитель претендует на возврат излишне уплаченного налога,
  • подготовить документы, подтверждающие право на налоговый вычет и его размер,
  • направить комплект документов в налоговую инспекцию.

Срок для возврата — 1 месяц. Максимальный период, за который можно получить возврат излишне уплаченного налога, составляет 3 года.

Возврат излишне уплаченного налога для непосвященного человека непрост, поэтому лучше не платить такой налог сразу по месту работы.

Для того чтобы получить налоговый вычет по месту работы, необходимо направить работодателю соответствующее заявление и ряд документов, перечень которых следует уточнить в каждом конкретном случае.

Важно: воспользоваться удвоенным вычетом можно только в случае, если оба родителя получают доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%.

Разберем на примере, когда удвоенный вычет для одного из родителей выгодней, чем обычный для двоих.

Предположим, что один родитель получает «грязную» зарплату в размере 150 000 руб., а второй — 50 000 руб.

Вспомнив правила расчета «чистой» зарплаты, мы поймем, что у первого родителя прибавка, по стандартному налоговому вычету, составит 4 500 руб. за год. У второго родителя прибавка будет 14 040 руб. за год. Всего, таким образом, в год семья дополнительно получит 18 540 руб.

Если же первым родителем будет применен удвоенный налоговый вычет, то суммарная прибавка в семейный бюджет составит 9 000 руб. Если второй — 28 080 руб.

Как можно увидеть, в налогах все не просто, и чтобы получить максимальную выгоду, лучше проконсультироваться с профессионалом, прежде чем принимать окончательное решение.